Александр Сергеевич Пушкин много раз менял место жительства, и каждый дом отражал его социальное положение и характер. Современники оставили описания его домов и кабинетов, которые помогают лучше понять, как он жил и работал в разные периоды. В 1820-х годах Пушкин жил в Петербурге, снимая комнату в гостинице Демута. Он проводил дни достаточно необычно: часто оставался в постели до обеда, а когда приходил гость, вставал и садился за стол, занимаясь мелочами вроде ухода за ногтями. В это время он был в творческом беспорядке, который давал ему вдохновение. Василий Андреевич Эртель также описывал его комнату как смесь признаков светской и творческой жизни, с бумагами и книгами на столе и некоторой небрежностью в обстановке. После ссылки Пушкин перебрался в родовую усадьбу – село Михайловское. Здесь условия были более скромные. Екатерина Ивановна Фок, младшая дочь П. А. Осиповой, писала, что комната Пушкина была небольшой и простой, с деревянной кроватью и столом для письма. Большинство книг он читал в библиотеке Тригорского. Лицейский друг, декабрист и адресат большого количества стихов Александра Сергеевича, Иван Иванович Пущин, упоминал, что в комнате был творческий беспорядок, с исписанными листами и сломанными перьями, но это не мешало поэту усердно работать. Во время эпидемии холеры Пушкин временно переехал в Царское Село. Александра Осиповна Россет рассказывала, что его кабинет был организованным, на большом столе лежали бумаги и тетради, а сам он сидел в сюртуке после утренней ванны. Этот кабинет стал для него творческим убежищем в период изоляции. Заключительные годы жизни Пушкин провел в Петербурге на набережной реки Мойки. Современник Пушкина, литератор Облачкин, описывал его кабинет как большую узкую комнату с большим столом, заваленную бумагами и книгами. Пушкин часто сидел в кресле в углу, окруженный книжными полками, и продолжал работу над своими последними произведениями в этой простой, но функциональной комнате.