Родившийся 11 мая 1904 года в Фигерасе, Каталония, Испания, он стал символом сюрреализма и воплощением радикальных художественных экспериментов. Дали известен не только своими картинами, но и яркой личностью, театральностью и склонностью к провокациям. Его творчество пронизано сложными образами и символами, многие из которых уходят корнями в подсознание и сны, что было ключевой идеей сюрреалистического движения. Ранние годы и обучение Сальвадор Дали с раннего возраста проявлял интерес к искусству. Его отец, хотя и был строгим и консервативным человеком, поддерживал стремление сына стать художником. Мать, в свою очередь, вдохновляла Сальвадора на творчество. Она оказала большое влияние на его раннее развитие как художника, и её смерть в 1921 году сильно потрясла Дали. В 1922 году Дали поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, где обучался рисунку и живописи. Здесь он впервые столкнулся с авангардным искусством, которое глубоко повлияло на его будущие работы. Однако Дали не задержался в академии надолго: в 1926 году его исключили за неподчинение и отказ признать экзаменаторов компетентными судить его работы. Влияние сюрреализма Настоящая слава пришла к Дали в конце 1920-х годов, когда он познакомился с лидерами сюрреалистического движения в Париже, такими как Андре Бретон и Жан Арп. Это движение стало для него ключевым, поскольку его идеи были близки к сюрреализму, который стремился вывести на поверхность глубинные слои подсознания через искусство. Дали начал развивать свою уникальную технику, которую он называл "параноидально-критический метод". Этот подход заключался в том, чтобы погружаться в собственные психические переживания и интерпретировать их через живопись, что стало одной из его главных отличительных черт. Один из самых известных его шедевров, написанный в 1931 году, — «Постоянство памяти». Картина изображает мягкие, "плавящиеся" часы на фоне сюрреалистического пейзажа. Это произведение стало знаковым в сюрреалистическом движении и символизировало относительность времени и пространства, идею, которую Дали часто исследовал в своих работах. Гала — муза и спутница Неотъемлемой частью жизни и творчества Дали была его жена и муза Елена Дьяконова, более известная как Гала. Она была старше его на 10 лет и к моменту встречи с Дали уже была замужем за поэтом Полем Элюаром. Однако, встретившись с молодым художником, Гала вскоре стала не только его женой, но и важнейшим человеком в его жизни. Дали боготворил её, называя не иначе как "Гала, мое все". Она вдохновляла его на создание многих шедевров и занималась управлением финансовыми и коммерческими аспектами его карьеры. Эксцентричность и противоречия Сальвадор Дали был не только великим художником, но и мастером эпатажа. Он сознательно культивировал образ безумного гения, делая всё возможное, чтобы привлечь внимание публики. Его манера одеваться, длинные усики в стиле испанских дворян XVII века и шокирующие публичные выходки стали неотъемлемой частью его имиджа. Например, на одном из событий Дали появился в водолазном костюме, символизируя погружение в глубины подсознания. Однако его поведение не всегда было воспринято положительно. В 1934 году Андре Бретон и другие сюрреалисты исключили его из движения, обвиняя в чрезмерном эгоцентризме и приверженности фашистским идеям. Дали, однако, парировал это своей знаменитой фразой: «Сюрреализм — это я». Он продолжил работать в своем стиле, не обращая внимания на критику со стороны бывших коллег. Поздние годы В 1940 году, с началом Второй мировой войны, Дали и Гала переехали в США, где Дали стал настоящей знаменитостью. В этот период он не только продолжал писать картины, но и занялся кинематографом, скульптурой, дизайном одежды и ювелирных украшений. Его сотрудничество с Альфредом Хичкоком в фильме «Заворожённый» (1945) и создание сцены сна в этом фильме стали одними из ярчайших моментов его карьеры в Голливуде. С годами его картины стали всё более детализированными и символическими. В 1950-х Дали увлёкся религией, физикой и атомной теорией, что нашло отражение в его творчестве. Его картины этого периода, такие как «Христос святого Иоанна Креста» и «Атомная Леда», наполнены религиозными мотивами и идеями о вечности. Наследие Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года в родном Фигерасе, в возрасте 84 лет. Его творчество продолжает оказывать огромное влияние на современные искусства, включая живопись, кино, моду и даже рекламу. В 1974 году он открыл собственный музей — Театр-музей Дали в Фигерасе, который до сих пор привлекает тысячи туристов. Дали оставил после себя обширное наследие: более 1500 картин, множество скульптур, иллюстраций, фильмов и книг. Его произведения, полные символизма, фантазийных образов и гиперреалистических деталей, продолжают вдохновлять художников и восхищать зрителей по всему миру.