Токио стремится отобрать корону торговли произведениями искусства у Гонконга

zhumatakbota 8-06-2021, 15:00
Могут ли реформы обременительной налоговой системы Японии позволить Токио заменить Гонконг в качестве ведущего центра торговли произведениями искусства в Азии, как это было в период "пузыря" конца 1980-х годов?
ДЖОРДЖИНА АДАМ
 
7 июня 2021 года 09:56 BST
В 1980-х годах Япония доминировала на рынке импрессионистского и современного искусства - например, только за первые девять месяцев 1989 года она импортировала картин на сумму 1,5 млрд долларов. Одно время считалось, что треть мировых продаж произведений искусства приходится на японских покупателей в период бешеного "пузыря", когда цены на все активы взлетели до небес.
 
Затем все рухнуло, и сегодня доля Японии на рынке настолько мала, что в отчете UBS и Art Basel за 2021 год о мировом рынке искусства даже не приводится цифра. Недавно издание Nikkei Asia сообщило, что ведущая ярмарка страны Art Tokyo оценивает внутренний рынок в 236,3 млрд иен (2,1 млрд долларов) в 2020 году, что составляет лишь 4% от мировой доли.
 
Но изменится ли ситуация с принятием в декабре 2020 года решения о дерегулировании японской налоговой системы, чтобы разрешить импорт предметов искусства без уплаты пошлины в зонах свободных портов?Отношение Коно-до
"Правительство, особенно Таро Коно [министр по реформе регулирования], настроено весьма решительно в отношении развития арт-бизнеса в Японии, чтобы Япония стала таким же центром Азии, как Гонконг", - говорит Ясуаки Ишизака, председатель Sotheby's Japan. Он добавляет: "Сама по себе реформа безналоговой зоны вряд ли изменит рынок искусства, но это только начало". Говорят, что исследовательские группы рассматривают возможность реформирования налогов на пожертвования, наследство, амортизацию и так далее".
 
"Налоговая система обременительна и осложняет ведение бизнеса", - говорит Тим Блюм, соучредитель компании Blum and Poe, которая открыла галерею в Токио в 2014 году и представляет около десяти японских художников. "До сих пор, если мы импортировали произведения искусства в Японию, мы должны были заплатить налог на импорт в размере 10% авансом. Он перечислялся на депозит; если искусство реэкспортировалось, то он возмещался, или налог уплачивался, если оно попадало к местному покупателю". И, по его словам, возмещение может занять шесть месяцев, что оказывает значительное давление на денежный поток.
Тем не менее, по словам Блюма: "Токио - культурная столица Азии, с ее давними традициями истории, архитектуры, моды, кино и искусства; я не знаю ни одного художника, который не хотел бы поехать в Японию и показывать там свои работы". И, добавляет он, "я наблюдаю резкое увеличение числа молодых японцев, которые начинают покупать произведения искусства, как, например, Юсаку Маэдзава [миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина модной одежды]".
 
Исидзака соглашается: "Молодые предприниматели, в частности, начинают покупать современное искусство. Крупные газеты, от журналов о стиле жизни до деловых журналов, публикуют статьи, связанные с арт-бизнесом. Всего три года назад, когда мы просили СМИ рассказать о наших аукционах, ответ всегда был один: "Искусство - это другой мир и вряд ли привлечет наших читателей". Но теперь они приходят к нам". Однако, по его словам, хотя Sotheby's не исключает возобновления аукционов в стране, ближайших планов на этот счет нет.
"Это новое дерегулирование призвано привлечь сюда мировое художественное сообщество, как альтернативу Гонконгу", - говорит Кавабе. "Мы хотели бы принять галереи, международную ярмарку, а также аукционы, и мы можем упростить процедуры. Через один-два года мы могли бы быть готовы к большой художественной ярмарке".
 
Существующее здание, расположенное в пяти минутах от аэропорта Ханеда и в зоне свободной торговли, в настоящее время достраивается, и когда оно будет готово в 2023 году, в нем будет 30 000 кв. м площадей, которые в конечном итоге станут центром галерей. Г.А.
 
Опубликовано в The Art Newspaper, 335 июня 2021 г.
 
(Перевела: Сағымбек Арай ФПИФ – 307 группа)