Образы, с которыми боролись нацисты

karim.badalov 11-06-2021, 12:43
На поразительном фотомонтаже 1929 года художник Джон Хартфилд пристально смотрит на своих зрителей, отрезая голову начальнику полиции Берлина Карлу Цёргибелю большими ножницами.  «Используйте фотографию как оружие!» - призывает название изображения.  В данном случае это было принятие желаемого за действительное о человеке, который приказал жестоко избить протестующих рабочих.  Но Хартфилд действительно превратил свои фотомонтажи в мощное оружие против гораздо более грозного врага: Адольфа Гитлера.  В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, и когда национал-социалисты пытались манипулировать общественным мнением с помощью своей мощной пропагандистской машины, Хартфилд раскрыл правду, скрывающуюся за их ложью, с помощью своих гениально созданных изображений и стал одним из самых важных и новаторских художников в мире.  борьба с фашизмом.

 Уроженец Хельмута Херцфельда в 1891 году, Хартфилд изначально обучался рекламе, но бессмысленное разрушение Первой мировой войны радикализировало его как политически, так и эстетически.  Он адаптировал англизированный вариант своего имени вопреки антианглийским настроениям, охватившим тогда Германию.  И он начал экспериментировать с изменяющими восприятие способностями фотомонтажа вместе со своим другом, художником Джорджем Гросом, в 1916 году. Форма искусства - где две или более фотографии объединяются для создания новых изображений - станет центральной в их практике в рамках Берлинского Дада.  .  Пара присоединилась к художественному движению в 1917 году, где они встретились с коллегой по фотомонтажу Ханной Хёх.

 "Сделать ложь очевидной"

 Хотя огромные слои населения Германии находились в плену у мощной пропагандистской машины нацистов, Хартфилд, как пылкий пацифист и антикапиталист, оставался непоколебимым.  «Я думаю, он просто видел это насквозь», - говорит Шульц.  «Он очень быстро понял, каковы их цели и задачи.  Они называли себя национал-социалистами, но в них никогда не было ничего социалистического ».
 Вооруженный ничем иным, как бумагой, ножницами и клеем, Хартфилд вскоре начал действенную войну против их лжи и лицемерия.  «Он показывает, насколько они непостоянны, - говорит Шульц.  «Есть монтаж под названием« Мимикрия », где вы видите, как Геббельс наносит на Гитлера бороду Маркса, чтобы привлечь больше голосов рабочего класса».

 Неудивительно, что когда Гитлер пришел к власти в январе 1933 года, Хартфилд вскоре оказался в списке нацистов.  На его квартиру совершили обыск, и он едва избежал ареста, выскользнув через окно и сбежав через границу на территорию, которая тогда была Чехословакией.
 В конце концов Хартфилд нашел работу в лондонском издательстве и не возвращался в то место, которое тогда было ГДР, до 1950 года. Его запоздалое возвращение и опасения по поводу характера его работы привели к тому, что его исключили из коммунистической партии и отказали в приеме на работу.  «Я был бы создателем социализма, если бы мне позволили», - сетовал он позже.  Хотя в конечном итоге он был реабилитирован и получил членство в Akademie der Künste, можно только согласиться с тем, что это была потеря социализма.
 Поскольку национализм снова поднимает свою уродливую голову во всей Европе и во всем мире, а фотоманипуляции доступны каждому, у кого есть смартфон, возможно, изобретательная манера разоблачения лжи Хартфилда может вдохновить новое поколение художников.  И даже если это не так, его культовые изображения, подчеркивающие бессмысленную жестокость войны и силу коллективного сопротивления, остаются такими же мощными и актуальными, как и прежде.


Перевод выполнила: Бошанова Меруерт Бекзатовна, ПД(312)